Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи и особенный мальчик играют в догонялки

«Темная башня»: Кинга на Кинге не осталось

Мальчик Джейк Чамберс (Том Тейлор) - типичный подросток из фэнтези про другие миры: живет в Нью-Йорке, сильно переживает смерть отца и рисует по памяти мрачные видения из снов. Мать (Кэтрин Уинник) переругивается с отчимом, которому болезненность Джейка мешает получать больше женского внимания, психотерапевт дежурно объясняет ночные кошмары тоской по папе, а после драки в школе мальчугана и вовсе собираются упечь в лечебницу (из лучших, само собой, побуждений). Сны, разумеется, не сны, а явь: в постапокалиптическом Срединном мире Человек в Черном (Мэттью МакКонахи) использует детей с телепатическими способностями, чтобы вести арт-обстрел Темной башни. Загадочный результат архитектурной мысли поддерживает баланс во всех измерениях (Нью-Йорк относится к Ключевому миру), а также защищает их от демонической угрозы - злые духи сидят кружком и ждут, когда смогут полакомиться невинными душами. Остановить это мракобесие призван последний Стрелок - не знающий промаха Роланд (Идрис Эльба), которому Джейк обязательно поможет в этом нелегком деле. Без мальчика-телепата насупленный исполин уже много лет бродит по пустыне, но так и не может догадаться, что луч света, периодически бьющий в Темную башню, приведет его к злокозненному Человеку в черном.

Феноменальным образом «Темная башня» датчанина Николая Арселя по увлекательности уступает не только восьмикнижию Стивена Кинга из одноименного цикла, который принято маркировать как «неэкранизируемый», «опус магнум», «полижанровый» и прочими восторженными эпитетами. Лента в одни ворота проигрывает даже истории создания потенциальной франшизы: десять лет кипящих мозгов вылились в замысел из нескольких фильмов и сериал, который обещает подробно пересказать и без того многословную прозу Кинга. Изначально за «Темную башню» ухватился мастер хай-концептов Джей Джей Абрамс, но вскоре его сменили режиссер Рон Ховард и сценарист Акива Голдсман, со времен «Игр разума» скомпрометировавший себя всеми доступными способами - от адаптации Дэна Брауна до «Трансформеров».

«Темная башня»: Кинга на Кинге не осталось

Когда дело дошло до съемок, интерес к проекту потерял и Ховард, чье место в итоге занял датчанин Арсель - режиссер крепкой костюмированной драмы «Королевский роман», сценарист трилогии «Мистериум» и первой экранизации «Девушки с татуировкой дракона». На этом злоключения не закончились: фокус-группа ничего не поняла в мифологии «Темной башни», конфликт Роланда и Человека в Черном тоже потребовали раскрыть. Шесть миллионов и досъёмочный период спустя «Темная башня» окончательно превратилась в наивное фэнтези в духе «Перси Джексона», после которого фанаты цикла забудут о претензиях к тому, что Стрелка Роланда, вдохновленного Иствудом, сыграл чернокожий артист Эльба.

«Темная башня» начинается с пролога, который досъёмки превратили в набор кадров: пустынный Срединный мир, мохнатые создания в человеческой коже с вечно отклеивающимися лицами, кричащие дети, чья телепатическая энергия лучом света бьет в Темную башню. Дальше не становится лучше - даже когда в фильме не заметны швы студийных усовершенствований, лента Арселя напоминает телевизионное фэнтези из 90-х - «Удивительные странствия Геракла», но с очень серьезными лицами и выточенными из песчаника репликами. Не самая большая напасть для пилота сериала средней руки, но довольно сомнительное решение для тентпола (потенциального блокбастера). Намеки на то, что действие фильма разворачивается в начале 2000-х (на козырьке кинотеатра рекламируют «Мажестик» Фрэнка Дарабонта), сложно назвать концептуальным оправданием сбивчивого ритма, схематичного сценария и неумелых экшн-сцен, одна из которых даже невольно цитирует «Защитников» Сарика Андреасяна (МакКонахи нелепо управляет камнями, защищаясь от пуль). Впрочем, в фильме присутствуют и топорные отсылки к другим романа Кинга - от неприметной надписи 1408 до заброшенного луна-парка Пеннивайз.

«Темная башня»: Кинга на Кинге не осталось

Сколько бы этим летом ни говорили о кризисе блокбастеров, строго разбирая на запчасти «Пиратов Карибского моря» и «Трансформеров», «Темная башня» и на их вульгарно-разудалом фоне выглядит беспомощно. Полуторачасовой вояж на тему борьбы добра со злом попросту не складывается в цельное произведение, хаотично дергая за все рычаги воздействия и прыгая из жанра в жанр. Как бы это ни отрицалось внутри ленты Арселя, существует она по законам фильма-катастрофы, где положено соединять личное переживание героя с неким глобальным катаклизмом (в «Мире Юрского периода» развод родителей главных героев совпадает с переполохом в парке развлечений). Так псевдо-экзистенциальное фэнтези Кинга превращается в историю про желание «не забывать лицо своего отца» (конфликт Роланда и Человека в Черном подкрепляют местью за родителя), в результате которого Стрелок взрослеет, а Джейк находит новую ролевую модель.

Ровно год назад жертвой сомнительной идеи, отсутствия режиссерской сноровки и студийного конформизма стал «Отряд самоубийц» - «Темная башня» в точности повторяет этот путь. С той лишь разницей, что Николаю Арселю не повезло еще и вхолостую использовать двух больших артистов на подступах к 50-ти: и МакКонахи, и Эльба весь фильм ходят с выражением тревожной задумчивости (не иначе размышляют о будущих проектах, которые могут принести им очередную номинацию если не на «Оскар», то на «Золотой глобус»). С тем же выражением лица кинозал, вероятно, покинут не только поклонники цикла, к которым относит себя Арсель, но и обычные зрители. В плане сложного нарратива блокбастеры звезд с неба не хватают, но и такие проблемы с дикцией при рассказе простых историй испытывают раз в год.

«Темная башня» в прокате с 3 августа.


Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
все фильмы в прокате >>