Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

К выходу четвёртого и, как обещают, финального сезона «Физрука», в котором Дмитрий Нагиев вернётся к роли Фомы, кинокритик Евгений Ткачев разбирается в главных темах сериала, его феноменальном успехе, последовавшем провале, в том, что же пошло не так, и чего стоит ожидать от нового сезона.

«Физрук»: Что это было?

Притягательность героя Дмитрия Нагиева во многом объясняется тем, что он всегда приходится немножко не к месту. На этом строилась коллизия первого (быть может, лучшего) сезона — когда бандюган из лихих 90-х пытался понять, как ему жить в России относительно спокойных десятых. Это происходит и сейчас, когда перед выходом четвёртого сезона встаёт резонный вопрос — кому нужен «Физрук», когда есть «Ольга»? Эта неприкаянность, слабая социальная адаптация и неумение найти себя в новом мире, с одной стороны, превращает Фому в своего рода «лишнего человека» XXI века, с другой — в романтического персонажа, который только в бурях находит покой. Этот герой неустанно ищет конфликта с внешним миром, потому что, как говорил Орсон Уэллс в «Мистере Аркадине», такова уж его природа. Фома — это характер, неуступчивый и неотступный, вокруг которого можно сложить миллион сезонов (ведь такой никогда не успокоится), но лучше всё-таки ограничиться четырьмя — и анонсированной полнометражкой.

«Физрук» ворвался в нашу жизнь неожиданно — собственно, как и когда-то лихие 90-е. С ехидным прищуром, кладезью афоризмов, располагающей харизмой и собственными представлениями о чести — и не мог ни покорить зрителей: слишком знакомая и слишком уходящая натура. В те же 80-90-е про похожих ребят наснимали массу криминальных фильмов (дрянных, безысходных и очень кровавых — пожалуй, не было на свете ничего жестче «перестроечного кино», которое родилось в стране, лишившейся всяких моральных ориентиров).

«Физрук»: Что это было?

Однако весь фокус в том, что если раньше кино про подобных «славных парней» нельзя было смотреть без слёз, то сейчас — без смеха. Благодаря нулевым выстроилась дистанция, с помощью которой можно попытаться осмыслить недавнее прошлое — и найти с ним примирение. Этой рефлексии посвящены картины целой плеяды молодых и талантливых режиссеров: Кантемира Балагова («Теснота»), Александра Ханта («Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»), Ани Крайс («Нашла коса на камень»), Николая Сидорова-Французова («Ёф»).

Но нынешний бум три года назад предвосхитил «Физрук» с его восхитительными культурными отсылками (чего только стоит одна из открывающих сцен сериала, когда уволенный Фома, заглушая боль виски, проникается эмпатией к выгнанному псу из мультфильма «Жил-был пёс»).

Символично ещё и то, что «Физрук» стартовал сразу после того, как закончились «Во все тяжкие». В каком-то смысле они были сериалы-побратимы, а в каком-то — полные противоположности. Обе истории как бы про учителей. Одна про химика, другая — про физрука. Но один бежит из школы (чтобы построить собственную нарко-империю, потому что чересчур амбициозен), а другой стремится в неё попасть (чтобы вернуть расположение босса, поскольку умеет только служить). При этом герой Нагиева, разумеется, неслучайно становится физруком. Этот педагог, как и Фома, обладает не совсем понятным статусом — он вроде как и учитель, а вроде как живая мишень для анекдотов. В общем, идеальное прикрытие для мятущегося героя в грандиозном (хоть и слегка карикатурном) исполнении Нагиева, отточившем актёрское мастерство в 90-е в суровой социальной сатире «Осторожно, модерн!».

«Физрук»: Что это было?

Но, пожалуй, главное, что роднит «Физрука» и Breaking Bad (не только друг с другом, но и, например, с фильмом «Под покровом ночи» Тома Форда) – разговор про кризис классической маскулинности, остро поставленный вопрос: что это такое — быть настоящим мужчиной в XXI веке? Жаль только, что все эти серьёзные (вызывающе дискуссионные) темы были спущены на тормозах, так как на протяжении трёх сезонов «Физрука» мотало из жанра в жанр — и это явно не пошло ему на пользу. Заявленный изначально как поколенческая драма (хоть и с изрядной долей юмора) сериал всё больше стал приближаться к мелодраме с референсами в сторону «Блудливой Калифорнии» и «Двух с половиной человек» (апогей — письмо Фомы к Татьяне), а в середине третьего сезона, когда до Фомы начала домогаться Рита, и вовсе переродился в чудаковатый психотриллер в духе «Рокового влечения».

Вообще, весь третий сезон производил впечатление форменного надувательства — большую часть времени нас водили за нос, потчевали набором (не всегда, но порой удачных) гэгов, заставили поверить, что лучше уже не будет, чтобы в финале совершить полицейский разворот — и сообщить: вы всё это время смотрели не условный пятый-шестой-седьмой сезон «Californication», а «Рестлера» — склеить ничего нельзя, повернуть вспять тоже, и всё, что остаётся герою, так это принять себя таким, какой он есть.

На этом мудром финале, быть может, стоило и закончить. Но, как оказалось, не просто так в конце третьего сезона мелькнула жирная отсылка к «Бёрдмэну» в виде Нагиева, наряженного в птичий костюм. Тогда Фома впервые вышел на сцену.

«Физрук»: Что это было?

В пережившем перезагрузку (причём, как и «Родина», в четвёртом сезоне) «Физруке» герой Нагиева становится худруком. Что вполне символично: театр – прекрасная метафора человеческих страстей. А в новом сезоне, поставленном Игорем Волошиным, они достигают воистину шекспировского накала: Фома находит своего настоящего отца (Виктор Сухоруков), который оказывается художественным руководителем провинциального театра в Железногорске, конфликтующим с местной властью — у конспирологов сейчас обязательно должна появиться отдельная папочка, связывающая арест Серебренникова с сериалом.

Конечно же, потерянные и обретённые родственники – это что-то уже из области «Санта-Барбары». И, конечно же, первые серии нового «Физрука» (со сменой обстановки и ключевых персонажей формально это уже никакой не ситком, а полноценное драмеди) не вызывают того восхищения, как в начале. Тем не менее, увидеть на экране Фому (а также пережить с ним новое авантюрное приключение, да ещё у чёрта на куличках) – это как встретиться со старым-добрым приятелем, редкое и будоражащее удовольствие. Хоть и не обязательное для всех.

00:00 / 00:00
РЕКЛАМА

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 2
irmysh   18.10.2017 - 01:28
А Игорь Лифанов приятно удивил новыми красками в характере читать далее>>
№ 1
Lexx   16.10.2017 - 22:13
Ну да, учитывая, что там был такой персонаж, как Усач, любовь нашей "образованной культурной элит(ки)" к сериалу - четкая фрейдистская ассоциация. Эдакое завуалированное садо-мазо. Ведь Усач... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Россия, 2017
драма, мистика, научная фантастика, триллер
США, 2017
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Великобритания, 2017
комедия, приключения, семейное кино
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Италия, 2017
боевик
Болгария, 2017
комедия, мелодрама
Россия, 2016
биография, исторический фильм, семейное кино
Великобритания, 2017
боевик, исторический фильм
Россия, 2017
мелодрама, научная фантастика
Норвегия, 2017
все фильмы в прокате >>